«Я не выношу дряблости человеческой души»
Алексей Новиков — матрос учебного крейсера «Минин», Кронштадт, 1900 год
Крейсер 1-го ранга «МИНИН» — корабль Учебно-артиллерийского отряда
А.Новиков (второй ряд, кр. слева) и его друг — электрик Максим Иванович КОСЫРЕВ (сидит в первом ряду в центре) среди представителей Учебно-артиллерийского отряда на крейсере «Минин» , г. Ревель (Таллин), 1903 г. ( М.А.Косырев был на открытии памятника Алексею Силычу на Новодевичьем кладбище в Москве в 1951 г. )
Начальствующим здесь до 1903 года был З.П.Рожественский (будущий командующий 2-й Тихоокеанской эскадрой) и А.Новиков видел его и получил много информации о нем…
В.К.ПЛЕВЕ, глава МВД в 1902-04 гг. — из доклада ЦАРЮ, Николаю II: «В артиллерийском отряде выдающееся значение приобрел баталёр 1-ой статьи Алексей НОВИКОВ. Означенный Новиков представляется заметно развитым человеком среди своих товарищей и настолько начитанным, что в беседах толково рассуждает о философии Канта...» (ЦГИАМ, ф. МЮ, д. 3180, л. 15)
По таким щитам-мишеням (на фото — справа) били с корабля артиллеристы, отрабатывая приемы стрельбы
» Вчера учебно-артиллерийский отряд вернулся из плавания в Кронштадт и, отсалютовав семью выстрелами крепости, бросил якорь на большом рейде» ( роман «Цусима»)
КРОНШТАДТ — 2-й Служительский флигель (арх. М.Н.Ветошников, Ч.Камерон) — Казарменный корпус 7-го флотского экипажа на ул. Флотская, д. 10 (бывшая Павловская ул.), где баталёр А.Новиков проживал до отправки в поход со 2-й Тихоокеанской эскадрой (2-й этаж, 3-е окно справа)
КРОНШТАДТ — вид Павловской улицы в начале XX века
КРОНШТАДТ — здание Дома трудолюбия, где в т.ч. располагалась Воскресная школа для матросов и рабочих ( которую посещал матрос А.Новиков)
КРОНШТАДТ — в этой типографии газеты «Кронштадский вестник» 3.10.1901 года была напечатана первая работа А.Новикова — «НАЧАЛО ЗАНЯТИЙ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ» ( см. рубрику «Факты и документы»)
А.Новиков (второй слева) с товарищами, 1904 год. По его левую руку друг — боцман Иван Александрович АРАПОВ (позже — управляющий имения Данилевского, он изображен в рассказах А.И.Куприна)
А.Новиков (сидит кр. слева) с товарищами с бр. «Орёл» перед его уходом в боевой поход в Тихий океан, осень 1904 г.
Эскадренный броненосец «ОРЁЛ» — он уцелеет в аду Цусимы
Панорама рейда города Ревель. Часть эскадры ( г. Таллин, Эстония)
2-я Тихоокеанская эскадра (слева и в центре ее головная часть — новые броненосцы) в походном строю на Ревельском рейде (г. Таллин), осень 1904 г.
Последняя остановка у родных берегов будет у г. Либава (Лиепая, Латвия ). На многих кораблях прошли праздничные обеды с приглашением родственников. Эскадра ушла в поход 15 октября 1904 г.
Перед уходом в Либаве (Лиепая) в Свято-Никольском морском соборе прошел молебен.
Гораздо позже (на средства русской общины в Латвии) рядом установили памятник ушедшей в вечность эскадре…
Эскадра в походе…
А.С.Новиков, баталёр 1-ой статьи (с нашивками старшего унтер-офицера), 1904 г. На броненосце «Орел» он был под началом старшего баталёра Пятовского
————————————————————————————
«Гулльский инцидент» — расстрел 2-й Тихоокеанской эскадрой в Немецком море рыболовецких судов, принятых за японские миноносцы, в ночь с 21 на 22 октября 1904 г.
Только один «Орёл» выпустил 520 снарядов всех калибров!!! (по данным В.П.Костенко) и на нем оторвало дуло 75 мм. пушки.
Крейсер «Аврора» получил 5 снарядов от своих же и на нем погиб (осколком срезало всю руку) корабельный священник Анастасий — на эскадре посчитали это плохим предзнаменованием…
Николай Лаврентьевич КЛАДО — вахтенный офицер флагманского бр. «Князь Суворов» после Гульского инцидента был снят с корабля и поехал давать показания международной комиссии.
Именно его псевдоним военного историка — «Прибой» (видно на фото) — писатель В.Вересаев посоветовал Алексею Силычу присоединить к фамилии Новиков.
В походе (фото сделано с флагманского бр. «князь Суворов», за ним идет бр. «Александр III»)
Тяжелейший шторм около мыса Доброй надежды. Он как знамение грядущей трагедии отображен в романе
Боцманы свищут «Команде — к вину»
2-ой броненосный отряд под командованием Д.Г. фон Фёлькерзама в Порт-Саиде, перед входом в Суэцкий канал. Соеденится с эскадрой 15.12.1904 г. у о. Мадагаскар.
2-я Тихоокеанская эскадра на стоянке в бухте Нуси-Бэ, Мадагаскар, начало января 1905 г.
» Впереди под знойным небом лежал океан, величественный и сверкающий, — наш роскошный путь к братскому кладбищу. …» («Цусима»)
Открытки 1905 г., приобретенные инженером В.П.Костенко во время стоянки в Нуси-Бэ
Минный катер с «Орла» идет к берегу в бухте Нуси-Бэ фото Л.В.Ларионова
Эскадренный броненосец «Орел» — построен на верфи «Галерный остров» (а основные механизмы поставил «Балтийский завод») в г.Санкт-Петербурге, вступил в строй в 1904 г.
Длина — 120 метров, ширина — 23 метра
Экипаж — 782 чел., а фактически было — 846
Один из четырех однотипных кораблей, входивших в 1-й броненосный отряд, и составлявших «кулак» 2-й Тихоокеанской эскадры—из них уцелел только он.
Именно «Орел» сделал первый выстрел (пусть и самовольный) по врагу в Цусимском сражении !
Внутренний вид корм. башни с 305 мм. орудиями( фото с идентичного бр. «Слава», в процессе установки второго ствола).
Видна теснота и понятна угроза для жизни при попадании снаряда…..или осколков через прорези в колпаках для наводчиков (слева вверху за перилами). Несколько моряков так и погибло в ходе боев…
Паровые катера на «Орле» (справа минный) — что с ними стало можно увидеть чуть ниже…
На корме ( ют ) броненосца
Погрузка угля с баржи на броненосец «Орел»
Перед Цусимским сражением !!! — корма, мостики, все остальное свободное пространство «Орла» забито мешками и корзинами с углем. Броневой пояс ушел в воду, открыв для японских прицелов незащищенные борта, через пробоины в которых пойдет вода …
Слова старшего офицера К. Шведэ: » водоизмещение «Орла» дошло до семнадцати тысяч тонн. Остойчивость его настолько уменьшилась, что перешла уже за все допустимые пределы. Запас плавучести остался совсем ничтожный. При таких условиях мы не можем достигнуть скорости и четырнадцати узлов. Не только в бурю, но даже при крутом повороте есть риск перевернуться вверх килем».
Уголь на верхней палубе крейсера «Аврора»
Руководство объединенной эскадрой — в центре З.П.Рожественский, второй слева — Н.И.Небогатов
Герой Порт-Артурской битвы, матрос кр. «Баян», Василий Федорович БАБУШКИН совершил еще один подвиг, обеспечив в Японском море (около теперешнего Вьетнама) соединение отряда Н.И.Небогатова со 2-й Тихоокеанской эскадрой, стоявшей в бухте Камрань .
Полный кавалер (4 шт.) Георгиевских крестов. Герою посвящена в романе «Цусима» отдельная глава.
Инженер, лейтенант Владимир Полиевктович КОСТЕНКО — друг и наставник Алексея Силыча
Оказал НАИГЛАВНЕЙШЕЕ влияние на развитие личности и судьбы А.С.Новикова. Поняв одаренность матроса, настоятельно рекомендовал Алексею вести дневник. В 1930-х передал ему, уже писателю, свои рукописи для использования при создании «Цусимы». Дружбу их оборвала только кончина Алексея Силыча…
Выпускник 1904 года Морского инженерного училища императора Николая I (г. Кронштадт). Оборудовал «Орёл» первой в мире системой выравнивания крена и обеспечил остойчивость корабля несмотря на повреждения в боях ! Награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
В 1909 г. в Белфасте на заводе «Харлэнд энд Вулф» он лично указал директору фирмы Карлейлю на упрощенную систему непотопляемости лайнера «Титаника»: » Поймите, одна небольшая пробоина и «Титаника» не станет!» Его замечание, однако, сочли бестактным… В 1912 он делает в СПБ в доклад, где снова говорит об этом. Доклад вызвал возражения и по нему начались прения. А через неделю пришла трагическое известие…
В.П.Костенко — гениальный проектировщик, создатель отечественных главных судостроительных заводов и верфей. В советское время по сфабрикованным обвинениям несколько раз приговаривался к расстрелу, но при этом все-таки остался жив, и в итоге стал лауреатом Сталинской премии…
ГЕРОЙ БИТВЫ— мичман Николай Александрович САКЕЛЛАРИ— командир орудийной батареи «Орла», консультировал Алексея Силыча по «Цусиме»
ГЕРОИ — Лейтенант «Орла» Сергей Яковлевич ПАВЛИНОВ и штурман Леонид Васильевич ЛАРИОНОВ
ГЕРОЙ БИТВЫ — штурман «Орла» Л.В. ЛАРИОНОВ, друг Алексея Силыча, консультировал писателя по «Цусиме»
Награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.
ГЕРОЙ БИТВЫ — Максим Иванович ВОЕВОДИН — боцман бр. «Орел», близкий друг Алексея Силыча . Ранее в 1901-02 гг. был квартирмейстером на кр. «Аврора». Георгиевский кавалер. Во время боев успешно руководил трюмно-пожарным дивизионом (ликвидировали пожары и пробоины) фото 1904 года
М.И.Воеводин — земляк Алексея Силыча ( он родился в 1877 г. в село Собчаково Сапожского уезда Рязанской области), снова встретился с А.С.Новиковым в 1925 году , много консультировал по рукописи «Цусимы», передал писателю свои воспоминания
ГЕРОЙ БИТВЫ — старший артиллерист «Орла» , лейтенант Федор Петрович ШАМШЕВ ( был ТРИ РАЗА подряд ранен в живот и голову, но оставался при этом на боевом посту !!!). Награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.
Дмитрий Ростиславович Карпов — мичман «Орла», командир минного дивизиона, вахтенный начальник
Иван Владимирович НИКАНОВ — старший минный офицер «Орла»
Всеволод Львович Модзалевский —младший минный офицер «Орла»
ГЕРОЙ БИТВЫ —вахтенный начальник, командир башни, лейтенант Константин Петрович Славинский (не покидал пост, дважды ранен, потерял левый глаз). Награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.
ГЕРОИ БИТВЫ — одни, находясь глубоко в чреве корабля, обеспечили отличную работу машин для хода корабля; снабжение механизмов электричеством; откачку воды из трюмов; а те, кто наверху — удары артиллерии и управление кораблем, тушение пожаров и др….
Слева направо — механик, прапорщикВасилий Иванович АНТИПИН; поручики: механик Николай Гаврилович РУСАНОВ и механик Николай Михайлович РУМС (стоит); ком. правой паровой машины, подполковник Иван Иванович ПАРФЕНОВ; ком. левой пар. машины, штабс-капитан Константин Автономович СКЛЯРЕВСКИЙ; лейтенант-артиллерист Сергей Яковлевич ПАВЛИНОВ; механик, поручик Павел Александрович МОЖЖУХИН
Алексей Петрович АВРОРОВ —младший врач «Орла». Под его началом по боевому расписанию в лазарете работал А.Новиков (врач, сохранив корабельный мед. журнал, в 1930-х годах передал его А.Новикову). Награжден орденом Св. Анны 3-й ст.
Георгиевский кавалер, машинист 1-ой статьи бр. «Орел» Никита Мелентьевич КАРПОВ ( товарищ Алексея Силыча) 1906 г.
Алексей СМИРНОВ — матрос бр. «Орел»
Константин Николаевич ПРОНИЧЕВ — матрос бр. «Орел» (с картины нар. художника В.Н.Корбакова)
МАРКОВ Николай Федорович — матрос 1 ст. бр. «Орел»
ЛИТОШЕНКО Г.Е.— минный содержатель 1-й ст. бр. «Орел»
Сидор Яковлевич ЧЕПИКОВ — артиллерийский комендор бр. «Орел» (был ранен у орудия, сделал перевязку и продолжал стрельбу и был второй раз ранен). На бескозырке неуставная надпись — «матрос Тихого океана»
Леонид Дмитриевич ИЗМАЙЛОВ — матрос 1 ст. «Орла» (слева на фото, переписывался с Алексеем Силычем), Япония 1905 г.
Тихон Лаврентьевич БАКЛАНОВ — хороший знакомый Алексея Силыча (подарил ему «Цусиму» в 1936 г.) Служил он на кр. «Олег», но был настолько заметен, что писатель, значительно угрубив его образ, «поселил» его на бр. «Орел» для оживления и увязки ряда сцен. Достоверно известно, что боцман М.И.Воеводин, отлично знавший команду, прочитав еще только черновики «Цусимы», очень удивился появлению некого Бакланова и спрашивал об этом у автора !
Владимир Эрастович ДОБРОВОЛЬСКИЙ, обер-аудитор эскадры, полковник, входил в штаб командующего, но находился на «Орле». В ходе боев доставлял раненых в лазарет. Награжден орд. Св. Владимира 4-й ст.
ГЕРОЙ БИТВЫ —командир башни «Орла»Александр Владимирович ГИРС (получил смертельные ожоги и скончался в госпитале в Майдзуру, Япония)
Андрей Павлович ШУПИНСКИЙ, мичман—в носовой башне «Орла» погиб от залетевшегов смотровую щель осколка
ЕЩЕ ФОТОГРАФИИ «ОРЛОВЦЕВ» — Арндт (ур. Жаклен), Богорядцев, Вечеслов, Воробьев, Воеводин, Голубев, Жильцов, Зубов, Зефиров, Истомина, Кочин, Ковчигин, Ларионов, Магдалинский, Миронов, Нейч, Пучков, Соловьев, Семенов, Стипун, Цунаев, Шплатов, Шушаричев, Федотов — РАСПОЛОЖЕНЫ В РУБРИКЕ «ВСТРЕЧИ С ЦУСИМЦАМИ»
152-мм орудие инженера Гюстава Канэ на броненосце «Владимир Мономах». Довольно надежное, скорострельное (10 выстр./мин.) и дальнобойное (макс. — 13 км.)
Эскадра Объединенного флота Японии в пути . . .
Японские артиллеристы на учениях — отработанная до автоматизма слаженность, быстрота перезаряжания (казалось, что орудие бьет без пауз), особая методика сосредоточения огня и точность попаданий (броненосец «Ослябя» был потоплен за 20 мин. !!!) поразили английских наставников
Сообщение в японской газете от 6 мая 1905 года о русских кораблях-корсарах, сжегших японское торговое судно (отпустив команду, но взяв в плен командира)
Эскадра перед уходом в последний путь из бухты Камрань
Остров (а ныне — острова) ЦУСИМА
Вершина острова Цусима — пик «Ослиные уши»
«Остров Цусима, заросший лесами и огражденный подводными рифами и скалами, оставался от нас слева. Его не было видно за крутящейся мглой. Он только угадывался и рисовался в воображении многогорбым чудовищем, этот безмолвный свидетель разыгравшейся здесь трагедии. На нём высоко взметнулся каменный пик, голый и раздвоенный, называемый по лоции — «Ослиные уши»»
(роман «Цусима»)
===================================================
КОМАНДУЮЩИЙ И ОСНОВНЫЕ СИЛЫ ЭСКАДРЫ ПЕРЕСТАЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ 27 мая (14 по стар.ст.) В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК — «ДЕНЬ СВЯЩЕННОГО КОРОНОВАНИЯ ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ»
Николай II, восприняв срочную депешу от дежурного, побледнев, встал из за праздничного стола и закурил папиросу. «Я бы на его месте отрекся от престола» — записал Великий князь Алексей Александрович
Сдача остатков эскадры 28 мая 1905 года — японское фото
Бывший «ОРЁЛ» ( потом он будет японским «Ивами»)
«БРОНЕНОСЕЦ СЛЕГКА ПОКАЧИВАЛСЯ НА МЕРТВОЙ ЗЫБИ.
КРАСКА НА НЁМ ОБГОРЕЛА, ЗАШЕЛУШИЛАСЬ.
ВЧЕРА ОН БЫЛ ЧЕРНЫМ, СЕГОДНЯ СТАЛ ПЕПЕЛЬНЫМ, СЛОВНО ПОСЕДЕЛ В БОЮ.» («Цусима»)
На фото — спустивший андреевский флаг (вопреки Морскому уставу) по приказу возглавившего эскадру контр-адмирала Н.И.Небогатова (после тяжелого ранения З.П.Рожественского), обгоревший «Орёл» в японском порту Майдзуру 28.05.1905 г.
Сохранил ход и половину артиллерии. Остался на плаву благодаря указаниям инженера-механика В.П.Костенко.
Потери команды — 41 чел. погиб (в том числе командир корабля Н.В.Юнг), 87 — ранены.
Принявшего командование после гибели Н.В.Юнга, К.Л.Шведе, старшего офицера, капитана 2-го ранга, за сдачу броненосца в плен военно-морской суд Кронштадского порта в 1906 г. признал невиновным.
Н.И.Небогатову приговор суда —смертную казнь — заменили на 10 лет крепости (провел там 25 мес., помилован в 1909г.)
З.П.Рожественский судом был оправдан.
«ОГОНЬ С ОГНЁМ СХЛЕСТНУЛИСЬ В ОКЕАНЕ —
И СМЕРТНЫЙ СТОН ДОХОДИТ ДО ЗЕМЛИ.
ГРЕМИТ ПРИБОЙ И ВЫШЕЛ МИР ЗА ГРАНИ,
И В ТЁМНОМ НЕБЕ ТОНУТ КОРАБЛИ.
И ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ — ВСЁ ПРИЗРАЧНО И ЗЫБКО.
РАЗВЕЯН ГРОМ, ПОНИКЛА ТИШИНА,
И, СЛОВНО ЗОЛОТАЯ БЕСКОЗЫРКА,
В ГУСТЫХ ВОЛНАХ КАЧАЕТСЯ ЛУНА…»
В.А.Хомяков
Американская газета со ссылкой на Токио от 29 мая с первыми сообщениями о разгроме эскадры Рожественского. Сообщение о событиях на бр. «Орёл» в Петербургском листке от 25 мая 1905 года
Гибель флагмана эскадры — броненосца «Князь Суворов»
Разрушения на «Орле» — действия бронебойных и особенно страшных осколочных снарядов !
Месиво на одном из мостиков «Орла», видны казенники пушек Гочкиса
На верхней палубе «Орла» — под «шлюпками»
Разрушения на «Орле» — все что осталось от катеров… А было так…
Остатки крейсера «Изумруд» — фото начала ХХ в. и в наше время …( под водой остались лишь небольшие фрагменты )
КОРАБЛИ ЯПОНСКОГО ФЛОТА, С КОТОРЫМИ ВЁЛ БОЙ «ОРЁЛ»:
— броненосец «МИКАСА»,
— броненосные крейсера «ИВАТЭ», «ИЗУМИ», «КАСУГА», «НИССИН», «КАССАГИ» и «ШИКИСИМА»
Флагманский бронененосец «Микаса» (постр. в 1901 г. фирмой «Виккерс», Великобритания)
Приёмка японцами «Микасы» у англичан, Великобритания, 1901 г.
«Микаса» в строю японского флота
Вид на корму «Микасы» с марсовой площадки
На артиллерийской палубе «Микасы»
Адмирал Х.Того командовал с верхней площадки «Микасы»
«Микаса» ведет огонь (кадр из к/ф «Тучи над холмами»)
Следы от осколков русских снарядов на части надстройки бр. «Микаса»
Интересный факт — сохраненный флаг «Микасы» был взят из музея и поднят на мачте авианосца «Акаги» в день атаки на военную базу США в Перл-Харборе в декабре 1941 года
Броненосный крейсер «Идзумо» (постр. — Великобритания, 1899 г.), однотипныйс бр. кр. «Иватэ»
Броненосный крейсер «Касуга»(постр. — Италия, 1902 г.), однотипный с бр. кр. «Ниссин»
Крейсер «Шикисима» («Сикисима»), 1900 г., постр. в Великобритании
Крейсер «Кассаги», 1898 г., построен в США
ГЕРОЙ ЦУСИМЫ — Командир бр. «Орел» — НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ ЮНГ
В числе немногих сам вызвался идти в поход с эскадрой.
Неоднократно и смертельно ранен в бою 27 мая. Преклоняясь перед его доблестью, японцы во время захоронения его тела в море (см. фото карты ниже) приспустили над «Орлом» свой флаг и дали винтовочный залп.
Принявший командование «Орлом» после смертельного ранения командира, Константин Леопольдович ШВЕДЕ
В бою получил тяжелые ранения
Значительно помог Алексею Силычу в работе над романом (переписка с ним велась с 1916 г. — когда сыновья боцмана М.И.Воеводина встретились с ним в ходе службы на Балтфлоте и передали адрес А.С.Новикова — до его смерти в 1933 г.) Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга (местонахождение могилы уточняется)
Николай Иванович Небогатов, нарушив Морской Устав, сдал остатки 2-ой Тихоокеанской эскадры врагу, за что и был приговорен к расстрелу.
Царь заменил казнь заточением в крепости. Отбывал наказание 25 мес. Высочайше помилован в 1909 г. Похоронен на Введенском кладбище (Лефортово) Москвы. Рисунок из газеты 1906 года
Зиновий Петрович Рожественский — вице-адмирал (1848 — 1909 гг.) После Цусимского сражения, в 1906 году Кронштадским судом оправдан. Умер от сердечного приступа в своей квартире в Санкт-Петербурге в ночь на 1909 год…
Национальный герой Японии — Хэйхатиро ТОГО (1848 — 1934 гг.) — командующий японским флотом, адмирал ( Того пережил З.П.Рожественского на 25 лет !!!)
Х.Того у больничной койки З.П.Рожественского
Хирургический корпус госпиталя г. Сасебо, где лечили З.П.Рожественского после ранения (сейчас здесь — военная база США)
Поднос З.П.Рожественского, на котором вестовой П.Г.Пучков подавал ему еду (был подарен Пучковым А.С.Новикову-Прибою, а теперь поднос — экспонат ЦВММ в СПБ)
Плененные офицеры «Орла» на корме японского эск. броненосца «Асахи» 28.05.1905
( инженеры Парфенов и Румс, лейтенанты Модзалевский и Саткевич (забинтован) , мичманы Сакеллари и Карпов, обер-аудитор Добровольский)
Слева впереди от них — командир броненосца«Асахи» Номото ( до войны находился в Санкт-Петербурге и вел разведывательную работу )
Часть пленённой команды «Орла» на японской пристани, 28 мая 1905 года
«ОРЛОВЦЫ» В ЯПОНСКОМ ПЛЕНУ: сидят слева направо — яп. доктор Кобесимо (прошел обучение в Берлине), мичман Александр Дмитриевич Бубнов, лейт. Константин Петрович Славинский, яп. доктор Япония, г. Майдзуро, Морской госпиталь, август 1905 г. (фото Л.В.Ларионова)
Перевязка офицера, Мацуямо, 1905
Офицеры «Орла» в плену ( 1905 г.) :
стоят слева направо — мичман А.Д.Бубнов (Воробейчик в «Цусиме»), мичман, князь Я.К.Туманов, мичман О.А.Щербачев, инженер В.П.Костенко;
сидят слева направо — лейтенант Л.В.Ларионов, лейтенант К.П.Славинский , лейтенант Ф.П.Шамшев.
К.П.Славинский (позднее фото, в России)
Алексей Новиков (на фото справа) с товарищами с «Орла» в плену
А.Новиков (сидит во 2-м ряду кр.слева) с товарищами, а также охранниками лагеря в японском плену, г. Кумамото, Япония, 1905 г.
В феврале 1906 г. А.Новиков вернулся в Россию (как и другие 5 тыс. военнопленных) и был уволен в запас флота
Матросы с бр. «Орёл», г. Хамадера1905 г.
ГЕРОЙ БИТВЫ, любимец экипажа, командир мин. «Быстрый» РИХТЕР Оттон Оттонович. Не сдал корабль врагу.
(Будущий командир броненосца «Слава»)
ГЕРОЙ ЦУСИМЫ — мичман мин. «Блестящий» Георгий Владимирович ЛОМАН. Не сдал корабль врагу. Позже он консультировал при написании «Цусимы»
ГЕРОЙ ЦУСИМЫ — Николай Николаевич КОЛОМЕЙЦЕВ, командир миноносца «Буйный» — под огнем, рискуя перевернуться, подобрал 204 чел. с бр. «Ослябя», а затем снял штаб и командующего эскадрой с бр. «князь Суворов»!!!
Награжден позолоченной шашкой — «За храбрость»
( гримаса Судьбы — он, выжив в Цусимском аду, в 1944 г. был сбит в Париже грузовиком армии США !)
Николай Васильевич БАРАНОВ — командир миноносца «Бедовый» — НЕ СДЕЛАЛ НИ ОДНОГО ВЫСТРЕЛА и НИКОГО НЕ СПАС ( разве что принял с гибнущего мин. «Буйный» З.Рожественского со штабом и потом передал японцам).
27 мая со всей командой бр. «Александр III» погиб его сын («высокий, ходощавый юноша») — Николай Николаевич Баранов
С командой «Александра III» погибли и Н.М.Бухвостов и В.А.Племянников (отображены в романе)
ГЕРОЙ БИТВЫ — Константин Платонович БЛОХИН
младший штурманский командир кр. «Дмитрий Донской», приняв командование кораблем выдержал неравный бой и не сдал корабль !!! (отражен в романе)
ГЕРНЕТ Адам Фридрихович — мичман мин. «Бодрый», потом был переведен на кр. «Дмитрий Донской»
МОРДОВИН Порфирий Александрович — подполковник, ст. инженер-механик кр. «Дмитрий Донской»
Д.Т.САВИНОВ — матрос кр. «Дмитрий Донской» (фото предоставлено М.Р.Иванченко, СПБ)
Егор Александрович СМИРНОВ— боцманмант кр. «Изумруд» — отображен в «Цусиме», консультировал по роману
Михаил Сергеевич РОЩАКОВСКИЙ — лейтенант бр. «Адмирал Сенявин» (отчаянно храбрый воин— из-за поломки дальномера командовал огнем башни, находясь на ее крыше!, отражен в романе)
Мичман броненосца «Наварин» ЛЕМИШЕВСКИЙ Георгий Викторович — погиб с кораблем
(его брат — Владимир Викторович был другом семьи А.С.Новикова-Прибоя, составил список всех 580 лиц, упомянутых в романе «Цусима», см. фото)
ГЕРОЙ Цусимы— ДЬЯКОНОВ Владимир Владимирович — ст. штурманский офицер кр. «Светлана». Погиб, выполнив воинский долг
ГЕРОЙ ЦУСИМЫ — ЗУРОВ Алексей Александрович, ст. офицер кр. «Светлана», погиб. Его дочь письменно поблагодарила Алексея Силыча за запечатление в романе героического поведения отца…
Дмитрий Георгиевич БАРКОВ— старший артиллерийский офицер кр. «Светлана» (отражен в романе)
Александр Васильевич ВЫРУБОВ — лейтенант, вахтенный начальник ( он, «вылитый старорусский витязь» отметил его в романе Алексей Силыч)
Иван Осипович ДЕРКАЧЕНКО, инженер -механик крейсера «Светлана» (отражен в романе). Награжден орденом Св. Владимира 4-й ст.
машинист «Светланы» — ШПЕКОВ Петр Тимофеевич (отражен в романе). Фото предоставлено директором Чагодощенского музея истории и народной культуры Л.Н.Питалиной
Николай Семенович ЕМЕЛЬЯНОВ, кр. «Светлана»
Петр Александрович ВЫРУБОВ— в свои 25 лет он погиб вместе с бр. «Князь Суворов» и командой, отказавшись от спасения, хотя имел возможность прыгнуть на палубу «Буйного»!
Дмитрий Сергеевич ГОЛОВНИН, мичман, потомок вице-адмирала В.М.Головнина, погиб на бр. «Князь Суворов»
Отображен в романе — флаг-офицер штаба эскадры, Евгений Bладимирович СBЕНТOРЖЕЦКИЙ, ведавший шифро-перепиской Рожественского и штаба. Известен своими пораженческими письмами. Bо время спасения мин. «Буйным» руководства эскадры с гибнущего «Суворова» на палубе замечен не был, слышали вроде револьверный выстрел…
ШАМОВ Александр Сергеевич, командир миноносца «Блестящий» — погиб не покинув корабль…
—————————————————————————————————
Во Владивосток дошли только миноносцы «ГРОЗНЫЙ» и «БРАВЫЙ» ( это из 9 миноносцев эскадры !) и так называемый «крейсер» —«АЛМАЗ» (роскошная яхта наместника царя с несколькими приделанными наспех орудиями)
АНДРЖЕЕВСКИЙ Константин Клитович— командир мин.«Грозный»
КОПТЕВ Сергей Дмитревич— лейтенант «Грозного»
Николай Васильевич ТРЕТЬЯКОВ— вахтенный офицер мин. «Бравый». Редактировал сигнальный экземпляр «Цусимы».
Федор Матвеевич ФЕДОТОВ — усердием этого кочегара кр. «Алмаз» дошел до Владивостока
Константин Александрович ПАНФЕРОВ — командир вспомогат. крейсера «Терек» (отражен в романе)
МАТУСЕВИЧ Николай Николаевич— ст. штурманский офицер кр. «Терек» (отражен в романе)——————————————————-
Козьма Васильевич СОЛДАТЕНКОВ — лейтенант кр. «Олег»
Михаил Михайлович ДОМЕРЩИКОВ — лейтенант-артиллерист «Олега», консультировал по рукописи «Цусима»
МАГДАЛИНСКИЙ Александр Васильевич— рулевой боцманмант крейсера «Олег» (позже он написал и опубликовал по настоянию Алексея Силыча воспоминания и рассказы)
Иван ЧЕРНЫХ (слева), кр. «Олег»
Степан Петрович СИДОРОВ, кр. «Олег» (переписывался с Алексеем Силычем)
ВЕЧЕСЛОВ Николай Степанович— лейтенант, инженер миноносца «Бедовый» (друг Алексея Силыча, открывал мемориальную доску на доме в Москве, где жил писатель).
Василий Михайлович КОЛЫБИН — матрос бр. «Сисой Великий»
Игнат Иванович Замышевский— матрос бр. «Сисой Великий» >>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
«На память другу Алексею Силычу» — машинист бр. «князь Суворов» Александр Антипович КОЛОТУШКИН Кумамото 1905 ( он успел прыгнуть на мин. «Буйный»)
Отображен в романе «Цусима»
Владимир Андреевич КИСЕЛЕВ — мичман кр. » Жемчуг» (с портрета художн. Е.А.Киселевой)
Иван Осипович ЧАЗОВ — матрос кр. «Жемчуг» (переписывался с Алексеем Силычем)
Филипп ВЯТКИН — матрос кр. «Жемчуг»
БОГОРЯДЦЕВ Федор Поликарпович — минер мин. «Громкий» и его рисунок — «Залп перед гибелью «Громкого». Командует комендор Капралов»
Ветеран-металлург, орденоносец Богорядцев Ф.П. в гостях у вдовы писателя — М.Л.Новиковой, Москва 1956 г.
ПАСКИН Александр Александрович, лейтенант, ст. офицер миноносца «Громкий». Геройски сражался и был тяжело ранен. Отображен в романе «Цусима». Переписывался с автором и помог построить в романе (вместе с Богорядцевым Ф.П.) точную картину участия мин. «Громкий» в бою
Владимир Петрович ЕРМАКОВ — старший офицер крейсера «Владимир Мономах» (отражен в романе)
Алексей Андреевич ЛУБКОВ — боцман кр. «Владимир Мономах»
Николай Николаевич НОЗИКОВ, лейтенант кр. «Владимир Мономах», консультировал автора романа (см. фото рубрики «Встречи с цусимцами»). Написал книгу «Кругосветное путешествие Литке», где отразил деятельность своего деда — исследователя Гавриила Яковлевича Нозикова
Матрос Семен Семенович ЮЩИН — уроженец д. Алкаево Темниковского уезда Мордовии — единственный уцелевший с бр. «Бородино».
По его прямым свидетельствам А.Новиков написал очерк о гибели «Бородино» и подвиге П.И.Серебренникова. Ющин же, имея авторскую копию, показал ее в Петербурге вдове командира, и она прочла и зарыдала, а потом пошла в редакцию газ. «Новое время» — так в 1906 г. после публикации очерка появилось первое слагаемое будущей «Цусимы»
Илья Григорьевич ВОРОБЬЕВ, минер бр. «Адмирал Ушаков» (отображен в «Цусиме»)
Василий Никифорович СЕВАСТЬЯНОВ, матрос бр. «Адмирал Ушаков» (фото предоставлено М.Р.Иванченко, СПБ)
Тихон Григорьевич ТИХАНОВ, матрос бр. «Адмирал Ушаков»
Борис Костантинович ЖДАНОВ — лейт. бр. «Адмирал Ушаков», герой битвы (не покинул корабль, отражен в романе)
Александр МАКСИМОВ — матрос 2 ст. бр. «Адмирал Ушаков» (отражен в «Цусиме» как машинист
Устин Дмитриевич ШУШАРИЧЕВ— матрос бр. «Адмирал Ушаков»
Яков Васильевич СИПЯГИН— мичман бр. «Адмирал Ушаков» (отражен в романе)
С бр. «Наварин»: справа — Степан Дмитриевич КУЗЬМИН — комендор, Георгиевский кавалер и Порфирий Тарасович ДЕРКАЧ — кочегар 2-й статьи, Георгиевский кавалер (отражены в «Цусиме»). Деркач и Кузьмин провели в холодной, майской воде 14 часов (!!!) до того как их случайно заметил английский пароход….
Вместе с Иваном Андриановичем СЕДОВЫМ — они единственно уцелевшие из 700 чел. команды броненосца «НАВАРИН» !!!
.
Степан Нестерович ДРОЖНИКОВ (2-й ряд снизу, пятый справа, броненосец «Адмирал Апраксин») — знакомый Алексея Силыча по пребыванию в лагере Кумамото в 1905 г.
ДВА ГЕРОЯ бр. «Адмирал Нахимов» — командир Александр Андреевич РОДИОНОВ и ст. штурман Вячеслав Евгеньевич КЛОЧКОВСКИЙ (внизу), сорвавшие в присутствии захватчиков японский флаг с броненосца (отражены в романе)
слева — Н.С. АВРАМЧЕНКО (кр. «Адмирал Нахимов» ) и машинный содержатель 1 ст. бр «Орёл» Г.Е. ЛИТОШЕНКО
Кумамото 1905
Квартирмейстер миноносца «Буйный» Федор Иванович КОРОЛЁВ — всегда носил и Георгиевский крест и медаль «В память войны 1904-05 гг.»
Сергей Петрович РЕПНИКОВ, кр. «Аврора»
Устин Дмитриевич РАЗИНЬКОВ, боцман кр. «Аврора»
П.Я.СУХАРЕВ — матрос кр. «Аврора» (фото предоставлено М.Р.Иванченко, СПБ)
Иван Васильевич ЛЯЛИН, комендор кр. «Аврора» (фото предоставлено М.Р.Иванченко, СПБ)
Александр Павлович ПОДЛЕСНЫЙ, электрик кр. «Аврора»
слева — Николай Макарович САВВАТЕЕВ, топедист бр. «Сенявин» (его правнучкой, О.А.Ляпуновой, издана книга его воспоминаний «Дневники участника Цусимского сражения 1905 года Савватеева Н.М.» — адрес achtubba4@yandex.ru), справа — его друг Рудков с этого же корабля
Юрий (Ежи) Фаддеевич ВОЛКОВИЦКИЙ — мичман бр. «Николай I» — яростный противник сдачи остатков эскадры (отражен в романе)
Николай Кириллович ЛУКИН (справа), матрос бр. «Николай I»
НЕИЗВЕСТНЫЙ матрос бр. «Николай I» — сообщите, если есть его Фамилия, Имя, Отчество
————————————————————
Василий Николаевич СМИРНОВ, бр. «Апраксин»
Владимир Владимирович НИКАНОВ — лейтенант мастерской «Камчатка». Смертельно раненый в бою, он просил не сдавать корабль и погиб вместе с ним 27 мая (в первый день битвы)
БОГОМОЛОВ Леонид Алексеевич — служил на посыльном Е.И.В. катере «Дагмар», а в Цусимском сражении был на вспом. кр. «Урал». Фото предоставлено директором Чагодощенского музея истории и народной культуры Л.Н.Питалиной
АЛАДКИН Григорий Петрович — участник боя 27 мая на крейсере. Но на каком — не известно. Сообщите если есть сведения.
Андрей Федулович ЯРЫГИН — фото 1906 года, Нагасаки, перед отправлением в Россию. Сообщите, если есть сведения с какого он корабля!
Неизвестные матросы с «Орла», лагерь в Кумамото
Помогите определить кто они!
Евгения Морисовна ЖАКЛЕН (позже в замужестве —Е.М. АРНДТ) — медицинская сестра на госпитальном судне «Орел» . Видела А.Новикова издалека в Нуси-Бэ, а потом — только в 1935 году на его литературном вечере в Павловском Посаде, где жила в собств. квартире (умерла, однако, в приюте Павлова-Посада). О Новикове А. написала краткие воспоминаниях (см. «Факты и документы»)
Медсестры госпитального «Орла»: второй ряд, справа налево — Е. Жаклен, М. Бондарева, О.Алашева, Н. Нелидова, Н. Сиверс, О. Павловская, Е. Клемм
нижний ряд, вторая слева — С.Александрова (фото из книги В.В.Цибулько «Непрочитанные страницы Цусимы»
Храм в Киото, где по декабрь 1905 жили и даже играли в теннис пленные офицеры «Орла» и др. Получали неплохое денежное содержание от правительства царской России.
Иосие — сестра японца-переводчика в лагере Кумамото, которой симпатизировал А.Новиков (отражена в романе)
Пароход Добровольного флота «ВЛАДИМИР» (а еще «Владимир», «Тамбов» и др.) , доставлявший в 1906 г. из японского г. Нагасаки во Владивосток (вместе с пар. «Воронеж») русских военнопленных. Получив, как и все цусимцы, от России порядка 300 руб. (большие деньги — многие покупали себе дом!) , полушубок и папаху, на Родину отправился и А.С.Новиков…
«Тамбов» везет героев, декабрь 1905 г.