Библиография

Я  ХОЧУ  ПРОБУДИТЬ  В  ЧИТАТЕЛЕ… СТРЕМЛЕНИЕ  КАК  МОЖНО  БОЛЬШЕМУ  НАУЧИТЬСЯ,   ЧТОБЫ  ВСЕГО  СЕБЯ  ОТДАТЬ  РОДИНЕ…                                     А.С.Новиков-Прибой

 509

 

 

 

 

Начало занятий в воскресной школе  (1901, Кронштадский вестник №116) – первое опубликованное произведение

Письмо одного матроса к брату  (1902) –  рукопись, ЦГАЛИ

Притча  (1903) – рукопись, ЦГАЛИ – о том как прирученный-было медведь своего угнетателя убил и свободу обрёл

Эксизы о воскресной школе и кое-что другом  (1904) – рукопись, ЦГАЛИ

Наши обскуранты  (1905), – о том   “скоро ли сгинут с арены русской жизни все грязные представители темной силы

Возвращение из плена в село Матвеевское из далекой Японии  (1906) – рукопись, Российская гос. библиотека

Между жизнью и смертью  (1906) – рассказ единственного выжившего с бр. “Бородино”  Семена Ющина

Материнская любовь  (неоконченная первая повесть, 1906) – о деревенской девушке и её  женихах

Бойня (1906) – о казни 19 матросов-революционеров в Кронштадте в 1906 г.
Безумцы и бесплодные жертвы (1906) –  о Цусимском разгроме

За чужие грехи (1906) – о гибели крейсера “Адмирал Нахимов” и броненосца “Ослябя”

Рассказ сторожа (1907) – о вымогательстве  юристом  денег у инвалида

Крепкий сон (1907) – сцена из жизни деревенской семьи

Что и как читали матросы (1909)

Старый матрос (1910) – рукопись, ЦГАЛИ

Две песни (1912-13 гг.) – песни двух матерей – русской и итальянки, сравнение

 Побежденные (1912) – о гибели броненосца “Наварин”

По-темному (1912) – о бегстве от царской охранки в Англию в угольном трюме

Лишний (1912, о. Капри) – солдат, объявленый убитым, возвращается в село и находит жену в новом замужестве

Порченный (1913) – о крестьянине,  развращенном порядками в царской армии и соучастии в преступлениях, о жуткой судьбе женщины

Рассказ боцманмата (1912) – о росте политического сознания матроса

Словесность (1912) – о нравах в царских казармах, о новобранцах

Пошутили (1913) – о злой матросской шутке над квартирмейстером

Попался (1914) – написан на о. Капри в 1913 г.

Подарок (1914) – мичман бросает обманутую девушку, отказывается от своего ребенка

В запас (1914)

Погрузка раненных (1916) – о работе на санитарном поезде во время  Первой МВ (посвящен Варваре Григорьевне Давыденко, врачу 182 сан. поезда Всероссийского земского союза – см.)

О погромах (1917-1918) – о борьбе народа с угнетателями

Шалый (1917) – о мраке в душе матроса, трагедии в его жизни

Морские рассказы (1917)

Забавный водолаз  (1918)

Беседа с чертом. Выписка из памятной книжки кочегара корабля   (1918)  – рукопись, ЦГАЛИ

Сказка. О Кривде и Правде  (1918) – рукопись

Озверели (1918)  –  рукопись, ЦГАЛИ – о самосуде в деревне над  бандитами

За хлебом (1918) – о поездке в Барнаул за хлебом для Москвы

Певцы (1919) – о впечатлении от пения участника цусимского сражения и его подруги

Две души (1919) –

Море зовет (1919. Барнаул,  Чита) – лирическая повесть  (посвящена жене – М.Л.Новиковой)

Судьба (1920, Барнаул) – автобиография

 За городом (1920) – о нравственом выборе конвоира-колчаковца при расстреле “красного”

На медведя (1920) – первый охотничий рассказ

Одобренная крамола (1920) – о ведении матросом революционной пропаганды

Зуб за зуб (1920) – о жизни сибирской деревни в 1919 г., партизанском движении, колчаковщине

Злая весть (1921) – моряк  узнает об измене жены

Под южным небом (1921) – о дезертирстве с корабля из-за любви к женщине-итальянке

Вековая тяжба (1922)

Подводники (1923) – повесть – первое в России художественное произведение о подводном флоте!

В бухте «Отрада»  (1924) – о партизанском движении в Приморье, о месте интеллигенции

“Коммунист” в походе (1924) – поездка на пароходе в Германию и Англию в 1923 г.

Ералашный рейс (1925) – морские приключения

Среди топи (1925) – второй охотничий рассказ – о духовных мирах двух охотников

Ухабы (1926) – бывший командир броненосца о своей жизни

Страшная ночь  (1927) –  глава 12 из коллективного романа “Большие пожары”

Женщина в море (1928) – лирическая повесть

Из-за свиньи (1928)

Соленая купель (1928) – роман – о католическом священнике, ставшим матросом; противопоставление религиозного мировоззрения и взглядов трудового народа

Клок шерсти (1929) – охота

 Птичья мать (1929) – охота

Жизнь изменилась (1929) – охота

Два друга (1929-1937) – охотн. роман,  не закончен

 Бой у Цусимы (1930)

Бегство и Бунт на корабле — части романа «Цусима» (1931)

Поход — первая часть «Цусимы»  (“Роман-Газета”,  изд. “Худож.  литература”,   1932)

Бой — вторая часть «Цусимы»    (“Роман-Газета”,  изд. “Худож.  литература”,  1935)

Как я призывался (1934 ) – архив семьи писателя

Флагман советской литературы (1936) – памяти М.Горького

Женская доля  (1936) –  о счастливых советских женщинах

Счет литераторам  (1936)

Мой путь (1937) – 4-й автобиографический очерк в связи с 60-летием

Как мы гуляли в рекрутах  (1938)

Волга  (1937 и 1942 год) – о матушке-реке и о доблести воинов

Цусима – окончат. редакция  (1940)

Под знаменем культуры  (1940) – о грандиозных переменах в образовании и культурном уровне советской молодежи

Боевые традиции русского флота  (1941)

Наши женщины / Русские женщины (окт. 1941) – статья

Капитан I ранга (1936-1942) – роман,  не закончен. О службе на царском флоте, затем на советском.

Нравственная сила  (1942)

Сила ненависти (1942)

Моряки в боях (янв. 1942)

Победитель морской стихии  (1943)  – о встрече  с академиком, автором системы непотопляемости кораблей  А.Н.Крыловом

На уток  (1943)

​​ Севастополь (1942 и 1944)

Русский матрос (дек. 1943)

Перед лицом врага;  Мы победим;   Родина – написаны для радиовещания (точн. дат нет)

Даже старики поднялись (янв. 1944)

Душа народа  (1944) – неизбежности победы над фашистами

К.М.Станюкович. К 100-летию со дня рождения  (3 апреля 1944)

 ПОЧТИ ВСЕ  РАБОТЫ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ​ (за исключением “За хлебом” и “Погрузка раненых”) ПРЕДСТАВЛЕНЫ В 5-ТОМНОМ СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ 
(изд. “Общество сохранения литературного наследия”,   Москва,  2004 г.) 

РАННИЕ РАССКАЗЫ  (“За хлебом”, “Погрузка раненых” и др.) ОПУБЛИКОВАНЫ В СБОРНИКЕ “ПОБЕДИТЕЛЬ БУРЬ”   изд. Сасовской центральной библиотеки, г. Сасово, 2007 г.



 

С.С.ГИНЗБУРГ
«Литературная энциклопедия»,  т. 8, Москва,  1934 г.​ 

   Новиков-Прибой внес в литературу свою тему.  Море, корабль, реже деревня — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на которых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Новиков-Прибоя нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой “порченым” (рассказ “Порченый”) казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова (“Подводники”), Смирнова (“Ухабы”) и многих других, которые готовили гибель давящему их порядку. Новиков-Прибой с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, которые делают из рядовых матросов – революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений.
Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Новиков-Прибоя показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Новиков-Прибоя — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.
Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Новиков-Прибой в таких произведениях, как “Ухабы”, “B бухте «Отрада”, изображает революционный взрыв. Революция показана Новиковым не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.
Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.
Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения.
Высшей ступенью творчества Новиков-Прибоя является “Цусима”, заслуженно входящая в актив литературы социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й Тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу. Вскрытие социальных корней дезорганизации, которая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В “Цусиме” он держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов.

  • 7

Сайт писателя-мариниста