Я хочу пробудить в читателе…стремление как можно большему научиться, чтобы всего себя отдать Родине…
А.С.Новиков-Прибой
Живой мертвец (1889) — рукопись, ИРЛИ
Начало занятий в воскресной школе (1901, Кронштадский вестник №116) — первое опубликованное произведение
Письмо одного матроса к брату (1902) — рукопись, ЦГАЛИ
Притча (1903) — рукопись, ЦГАЛИ — о том как прирученный-было медведь своего угнетателя убил и свободу обрёл
Эксизы о воскресной школе и кое-что о другом (1904) — рукопись, ЦГАЛИ
Наши обскуранты (1905), — о том «скоро ли сгинут с арены русской жизни все грязные представители темной силы»
Гибель эскадренного броненосца «Бородино» 14 мая 1905 года (Рассказ матроса) (1906)
О гибели эскадренного броненосца «Ослябя» и его экипажа 14 мая 1905 года (1906)
Возвращение из плена в село Матвеевское из далекой Японии (1906) — рукопись, Российская гос. библиотека
Между жизнью и смертью (1906) — рассказ единственного выжившего с броненосца «Бородино» Семена Ющина
Материнская любовь (неоконченная первая повесть, 1906) — о деревенской девушке и её женихах
Бойня (1906) — о казни 19 матросов-революционеров в Кронштадте в 1906 г.
Безумцы и бесплодные жертвы (1906) — о Цусимском сражении
За чужие грехи (1906) — о гибели крейсера «Адмирал Нахимов» и броненосца «Ослябя»
Встреча Пасхи (1909) — о русс.-яп. войне
Рассказ сторожа (1907) — о вымогательстве юристом денег у инвалида
Крепкий сон (1907) — сцена из жизни деревенской семьи
Что и как читали матросы (1909)
В объятиях смерти (1910) — о русс.-яп. войне
Печальная годовщина (1910) — о русс.-яп. войне
Старый матрос (1910) — рукопись, ЦГАЛИ
Две песни (1912-13 гг.) — песни двух матерей — русской и итальянки, сравнение
Побежденные (1912) — о гибели броненосца «Наварин»
По-темному (1912) — о бегстве от царской охранки в Англию в угольном трюме парохода
Лишний (1912, о. Капри) — солдат, объявленный убитым, возвращается в село и находит жену в новом замужестве
Порченный (1912, опублик. 1917) — о крестьянине, развращенном порядками в царской армии и соучастии в преступлениях, о жуткой судьбе женщины
Рассказ боцманмата (1912) — о росте политического сознания матроса
Словесность (1912) — о нравах в царских казармах
Пошутили (1913) — о злой матросской шутке над квартирмейстером
Попался (1914) — написан на о. Капри в 1913 г.
Подарок (1914) — мичман бросает обманутую девушку
В запас (1914)
На вахте (1914)
Погрузка раненных (1916) — о работе на санитарном поезде во время Первой МВ (посвящен Варваре Григорьевне Давыденко, врачу 182 сан. поезда Всероссийского земского союза — см.)
Шалый (1917) — о мраке в душе матроса
О погромах (1917-1918) — о борьбе народа с угнетателями
Морские рассказы (1917)
Забавный водолаз (1918)
Беседа с чертом. Выписка из памятной книжки кочегара корабля (1918) — рукопись, ЦГАЛИ
Сказка. О Кривде и Правде (1918) — рукопись
Озверели (1918) — рукопись, ЦГАЛИ — о самосуде в деревне над бандитами
За хлебом (1918) — о поездке в Барнаул за хлебом для Москвы
Певцы (1919) — о впечатлении от пения участника цусимского сражения и его подруги
Две души (1919) —
Море зовет (1919. Барнаул, Чита) — лирическая повесть (посвящена супруге — М.Л.Новиковой)
Судьба (1920, Барнаул) — автобиография
За городом (1920) — о нравственом выборе конвоира-колчаковца, который должен расстрелять «красного»
На медведя (1920) — первый охотничий рассказ
Одобренная крамола (1920) — о ведении матросом революционной пропаганды
Зуб за зуб (1920) — о жизни сибирской деревни в 1919 г., партизанском движении, колчаковщине
Злая весть (1921) — моряк узнает об измене жены
Под южным небом (1921) — о дезертирстве с корабля из-за любви к итальянке
Вековая тяжба (1922)
Подводники (1923) — повесть — первое в России художественное произведение о подводном флоте!
В бухте «Отрада» (1924) — о партизанском движении в Приморье, о месте интеллигенции
«Коммунист» в походе (1924) — поездка на пароходе в Германию и Англию в 1923 г.
Ералашный рейс (1925) — морские приключения
Среди топи (1925) — второй охотничий рассказ — о духовных мирах двух охотников
Ухабы (1926) — бывший командир броненосца о своей жизни
Страшная ночь (1927) — глава 12 из коллективного романа «Большие пожары»
Женщина в море (1928) — лирическая повесть
Из-за свиньи (1928)
Соленая купель (1928) — роман — о священнике, ставшим матросом; противопоставление религиозного мировоззрения и взглядов трудового народа
Клок шерсти (1929) — охота
Птичья мать (1929) — охота
Жизнь изменилась (1929) — охота
Два друга (1929-1937) — охотн. роман, не закончен
Бегство и Бунт на корабле — части романа «Цусима» (1931)
Поход — первая часть «Цусимы» («Роман-Газета», изд. «Худож. литература», 1932)
Бой — вторая часть «Цусимы» («Роман-Газета», изд. «Худож. литература», 1935)
Как я призывался (1934 ) — архив семьи писателя
Флагман советской литературы (1936) — памяти М.Горького
Женская доля (1936) — о счастливых советских женщинах
Счет литераторам (1936)
Мой путь (1937) — 4-й автобиографический очерк в связи с 60-летием
Как мы гуляли в рекрутах (1938)
Волга (1937 и 1942 год) — о матушке-реке и о доблести воинов
Цусима — окончат. редакция (1940)
Под знаменем культуры (1940) — о грандиозных переменах в образовании и культурном уровне советской молодежи
Боевые традиции русского флота (1941)
Наши женщины / Русские женщины (окт. 1941) — статья
Капитан I ранга (1936-1942) — роман, не закончен. О службе гл. персонажа на царском флоте, затем на советском.
Нравственная сила (1942)
Сила ненависти (1942)
Моряки в боях (янв. 1942)
Победитель морской стихии (1943) — о встрече с академиком, автором системы непотопляемости кораблей А.Н.Крыловом
На уток (1943) — охота
Севастополь (1942 и 1944)
Русский матрос (дек. 1943)
Перед лицом врага; Мы победим; Родина — написаны для радиовещания (точн. дат нет)
Даже старики поднялись (янв. 1944)
Душа народа (1944) — неизбежности победы над фашистами
К.М.Станюкович. К 100-летию со дня рождения (3 апреля 1944)
Почти все работы А.С. Новикова- Прибоя (за исключением «За хлебом» и «Погрузка раненых») представлены в 5-томном
(изд. «Общество сохранения литературного наследия», Москва, 2004 г.)
Ранние рассказы («За хлебом», «Погрузка раненых» и др.) опубликованы в сборнике «Победитель бурь» изд. Сасовской центральной библиотеки, г. Сасово, 2007 г., переизд. 2018 г.
С.С. Гинзбург, «Литературная энциклопедия», т. 8, Москва, 1934 г.
Новиков-Прибой внес в литературу свою тему. Море, корабль, реже деревня — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на которых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Новиков-Прибоя нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой «порченым» (рассказ «Порченый») казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова («Подводники»), Смирнова («Ухабы») и многих других, которые готовили гибель давящему их порядку. Новиков-Прибой с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, которые делают из рядовых матросов — революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений.
Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Новиков-Прибоя показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Новиков-Прибоя — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.
Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Новиков-Прибой в таких произведениях, как «Ухабы», «B бухте «Отрада», изображает революционный взрыв. Революция показана Новиковым не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.
Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.
Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения.
Высшей ступенью творчества Новиков-Прибоя является «Цусима», заслуженно входящая в актив литературы социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й Тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу. Вскрытие социальных корней дезорганизации, которая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В «Цусиме» он держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов.