Библиография

» Я ХОЧУ ПРОБУДИТЬ В ЧИТАТЕЛЕ…СТРЕМЛЕНИЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕМУ НАУЧИТЬСЯ,  ЧТОБЫ ВСЕГО СЕБЯ ОТДАТЬ РОДИНЕ…»                                     А.С.Новиков-Прибой

 509

 

 

 

 

Бойня (1906) — о казни 19 матросов-революционеров в Кронштадте в 1906 г.
Безумцы и бесплодные жертвы (1906) —  о Цусимском разгроме

За чужие грехи (1906) — о гибели крейсера «Адмирал Нахимов» и броненосца «Ослябя»

Рассказ сторожа (1907)

Что и как читали матросы (1909)

Старый матрос (1910)

 Побежденные (1912) — о гибели броненосца «Наварин»

По-темному (1912) — о бегстве от царской охранки в Англию в угольном трюме

Лишний (1912, о. Капри) — солдат, объявленый убитым, возвращается в село и находит жену в новом замужестве

Порченный (1912) — о крестьянине,  развращенном порядками в царской армии и соучастии в преступлениях

Рассказ боцманмата (1912) — о росте политического сознания матроса

Словесность (1912) — о нравах в царских казармах, о новобранцах

Две песни (1912-1913) — автобиографический рассказ, о неразрывной связи с угнетаемым народом

Пошутили (1913) — о злой матросской шутке над квартирмейстером

Попался (1914) — написан на о. Капри в 1913 г.

Подарок (1914) — мичман бросает обманутую девушку, отказывается от своего ребенка

В запас (1914)

Погрузка раненных (1916) — о работе на санитарном поезде во время  Первой МВ (посвящен Варваре Григорьевне Давыденко, врачу 182 сан. поезда Всероссийского земского союза — см.)

О погромах (1917-1918)

Шалый (1917) — о мраке в душе матроса, трагедии в его жизни

Морские рассказы (1917)

Озверели (1918)

За хлебом (1918) — о поездке в Барнаул за хлебом для Москвы

Певцы (1919) — о впечатлении от пения участника цусимского сражения и его подруги

Две души (1919) —

Море зовет (1919. Барнаул,  Чита) — лирическая повесть  (посвящена жене — М.Л.Новиковой)

Судьба (1920, Барнаул) — автобиография

 За городом (1920) — о нравственом выборе конвоира-колчаковца при расстреле «красного»

На медведя (1920) — первый охотничий рассказ

Одобренная крамола (1920) — о ведении матросом революционной пропаганды

Зуб за зуб (1920) — о жизни сибирской деревни в 1919 г., партизанском движении, колчаковщине

Под южным небом (1921) — о дезертирстве с корабля из-за любви к женщине-итальянке

Вековая тяжба (1922)

Подводники (1923) — повесть — первое в России художественное произведение о подводном флоте!

В бухте «Отрада»  (1924) — о партизанском движении в Приморье, о месте интеллигенции

«Коммунист» в походе (1924) — поездка на пароходе в Германию и Англию в 1923 г.

Ералашный рейс (1925) — морские приключения

Среди топи (1925) — второй охотничий рассказ — о духовных мирах двух охотников

Ухабы (1926) — бывший командир броненосца о своей жизни

Женщина в море (1928) — лирическая повесть

Из-за свиньи (1928)

Соленая купель (1928) — роман — о католическом священнике, ставшим матросом; противопоставление религиозного мировоззрения и взглядов трудового народа

Клок шерсти (1929) — охота

 Птичья мать (1929) — охота

Жизнь изменилась (1929) — охота

Два друга (1929-1937) — охотн. роман,  не закончен

 Бой у Цусимы (1930)

Бегство и Бунт на корабле — части романа «Цусима» (1931)

Поход — первая часть «Цусимы» (1932)

Бой — вторая часть «Цусимы» (1934)

Флагман советской литературы (1936) — памяти учителя,    М.Горького

Счет литераторам  (1936)

Мой путь (1937) — 4-й автобиографический очерк в связи с 60-летием

Цусима — окончат. редакция  (1940)

Наши женщины / Русские женщины (окт. 1941) — статья

Капитан I ранга (1936-1942) — роман,  не закончен. Служба на царском флоте, затем на советском. Под именем Псалтырева изображен вестовой командующего 2-й Тихокеанской  эскадрой  П.Пучков

Моряки в боях (янв. 1942)

​​ Севастополь (1942 и 1944)

Русский матрос (дек. 1943)

Перед лицом врага;  Мы победим;   Родина — написаны для радиовещания (точн. дат нет)
Даже старики поднялись (янв. 1944)
К.М.Станюкович. К 100-летию со дня рождения  (3 апреля 1944)

 ПОЧТИ ВСЕ  РАБОТЫ А.С.НОВИКОВА-ПРИБОЯ​ (за исключением «За хлебом» и «Погрузка раненых») ПРЕДСТАВЛЕНЫ В 5-ТОМНОМ СОБРАНИИ СОЧИНЕНИЙ 
(изд. «Общество сохранения литературного наследия»,   Москва,  2004 г.) 

РАННИЕ РАССКАЗЫ  («За хлебом», «Погрузка раненых» и др.) ОПУБЛИКОВАНЫ В СБОРНИКЕ «ПОБЕДИТЕЛЬ БУРЬ»   изд. Сасовской центральной библиотеки, г. Сасово, 2007 г.



 

С.С.ГИНЗБУРГ
«Литературная энциклопедия»,  т. 8, Москва,  1934 г.​ 

   Новиков-Прибой внес в литературу свою тему.  Море, корабль, реже деревня — таковы объекты его творчества. Они интересуют его как объекты, на которых с особой отчетливостью сказалось действие жестокой бюрократической машины самодержавия. Но пессимизма у Новиков-Прибоя нет даже и в дореволюционных рассказах. Наряду с Петькой «порченым» (рассказ «Порченый») казарма выращивала, как показал писатель, революционера Зобова («Подводники»), Смирнова («Ухабы») и многих других, которые готовили гибель давящему их порядку. Новиков-Прибой с мастерством и знанием жизни раскрывает причины, которые делают из рядовых матросов — революционеров, умеющих бороться. Физически и морально здоровый матрос-середняк, выполняющий без особого напряжения всю возлагаемую на него работу, жизнерадостный и остро ненавидящий кают-компанию, освобождающийся от верноподданнических иллюзий под влиянием корабельного быта и товарищей, — таков главный герой его произведений.
Корабль, работу всех его механизмов, жизнь матросского кубрика, взаимоотношения с начальством Новиков-Прибоя показывает с учетом деталей, подробно. Но детальность для Новиков-Прибоя — не самоцель. Она, придавая жизненность изображаемому, позволяет отчетливее создать общую картину обреченного, гнилого царского флота, построенного на основе классового гнета, чинопочитания, внешней упорядоченности и муштры.
Показывая постепенный рост революционного сознания матроса царского флота, расслоение среди членов кают-компании, Новиков-Прибой в таких произведениях, как «Ухабы», «B бухте «Отрада», изображает революционный взрыв. Революция показана Новиковым не только на море, но и в лесах и сопках Дальневосточного края. Партизаны — главные герои его рассказов о революции; их Новиков-Прибой противопоставляет организованной военщине царской армии.
Сочетание повышенной эмоциональности повествования с насыщенностью произведения конкретными картинами жизни проходит через все творчество Новикова-Прибоя. Пейзаж, яркий, красочный, встает всегда как бы контрастом к мучительному, убивающему режиму матросской жизни.
Реалистическая, социально насыщенная тематика дополняется у писателя темой любовно-семейных отношений. Трактуется она по преимуществу в романтическом плане. Встреча с женщиной всегда внезапна, случайна, почти фатальна; сама женщина ярка, красочна; обстановка встречи насыщена весельем, бодростью, но все это дается в приукрашенных тонах. Вместе с тем язык Новикова-Прибоя порою упрощен в показе многосторонности фактов и явлений, чем понижается сила образного выражения.
Высшей ступенью творчества Новиков-Прибоя является «Цусима», заслуженно входящая в актив литературы социалистического реализма. События прошлого — поход 2-й Тихоокеанской эскадры и бой под Цусимой — подвергнуты пролетарскому анализу. Вскрытие социальных корней дезорганизации, которая царила под покровом бессмысленной, чисто внешней дисциплины, подготовляет читателя к выводу о неизбежности гибели всей эскадры. Четкие характеристики отдельных командиров, адмиралов, офицеров, показ повседневной жизни матросов, красочные пейзажи моря и тропиков, ряд личных, интимных воспоминаний повышают ценность произведения конкретными художественными деталями. В «Цусиме» он держится хронологической последовательности событий, сообщает ряд интереснейших исторических документов.

  • 7

Сайт писателя-мариниста